Экспериментальная и инновационная деятельность МУК-21
в аспекте профильного обучения

Е.В. Огородников, д.п.н.

Из выступления на научно-практическом семинаре «Проблемы профильного обучения»

 В настоящее время рекомендуется 11 профилей. В таблице приведены эти профили с указанием количества часов на информатику, информационные и коммуникационные технологии. Для тех профилей, которые предусматривают изучение информатики и технологий названы другие профильные предметы.

 

Профиль

Профильные предметы

(кроме ИКТ)

Часов информатики

Физико-математический

Физика, математика

4

Социально-экономический

Математика, Экономика, право, обществоведение, география

2

Информационно-технологический

Математика, физика

8

Индустриально-технологический
(электроника)

Физика, электротехника, черчение

4

Естественно-научный (физика и химия)

 

 

Естественно-научный (биология и география)

 

 

Гуманитарный

 

 

Филологический

 

 

Аграрно-технологический

 

 

Художественно-эстетический

 

 

Оборонно-спортивный

 

 

 Из таблицы видно, что, в соответствии с наработками, МУК-21 целесообразно взять на себя физико-математический, информационно-технологический и социально-экономический профили. В рамках этих профилей МУК мог бы вести у себя профильные и элективные курсы, а базовые общеобразовательные предметы оставить школе. Причем элективных курсов нужно иметь 5-6, чтобы из них учащиеся могли выбрать 3. Пропорции базовых, профильных и элективных курсов определены как 50:30:20. Таким образом, по названным трем профилям МУК-21 может взять на себя 50% учебной нагрузки старшеклассников.

В будущем концепцией профильного обучения предполагается уменьшение доли базовых предметов.

В.М. Филиппов предлагает принцип выбора учащимися тех предметов, которые он будет изучать углубленно по специальному стандарту для углубленного уровня. Тогда профильное обучение по сути будет углубленным изучением отдельных предметов.

С.Н. Чистякова указывает ряд вопросов (15), которые подлежат экспериментальной проверке. Среди них можно отметить наиболее актуальные для нас.
1.     Модели профильной старшей школы и предпрофильного обучения. Взаимоотношения с вузами, ПУ, предприятиями и аналогичными организациями.
2.      Организация учебного процесса и образовательной среды. Создание и апробация учебников.
3.      Критерии и измерители готовности учащихся обучаться по профилю и формы итоговой аттестации выпускников с учетом ЕГЭ.
4.      Возможности дополнительного образования.

 В.А. Орлов предлагает типологию элективных курсов, разделяя их на:
1.                Предметные углубленные курсы (весь предмет, отдельные вопросы предмета, дополнительные вопросы, прикладные, методологические, практические).
2.                Межпредметные.
3.                По предметам, не входящим в базисный учебный план.

 Ю.Н. Гостева дает описание технологии «Портфель достижений ученика», служащий для практической реализации одной из основных идей профильного обучения – индивидуализации обучения. Этот портфель предусматривает такие разделы как самооценка ученика, оценка учителя, независимая оценка, контрольные листы, архив работ школьника и др. Данная технология весьма актуальна для МУК-21 в силу специфики нашей работы с меняющимся контингентом учащихся с различным уровнем компьютерной грамотности.

 

 

Hosted by uCoz